lidiamp: (Default)
[personal profile] lidiamp
Глава 5
Школьное здание было маленьким и по-домашнему уютным. В нём имелись всего две классные комнаты. И учительниц в школе было две. А классов – четыре. Поэтому в одной классной комнате размещались первый и третий классы, а в другой – второй и четвёртый. Первоклассники в нашей классной комнате занимали первый ряд и часть следующего ряда парт, а наш третий класс - остальные места, почти два ряда парт.
Учительница вела урок одновременно в первом и третьем классе, и справлялась с этим легко: всё было уже отработано в планах уроков до мелочей. Сначала она давала нам самостоятельное задание – что-то написать или прочитать, повторить или выучить. И пока мы выполняли это задание, Марина Никитична занималась с малышами – что-то им объясняла или опрашивала. Потом она давала задание им (написать палочки или закорючки какие-нибудь в прописях) и переключалась на нас – опрашивала с мест, вызывала к доске. Вот так и протекал урок.
Войдя в здание школы, мы сразу попадали в коридор, который делил здание точно пополам, был его осью. Налево – наша классная комната (третий и первый классы), за ней – пионерская комната. Направо – классная комната второго и четвёртого классов, а за ней – учительская. Вот и вся школа.
Коридор упирался в дверь чёрного хода. Снаружи, за дверью, была веранда – совсем маленькая площадка с деревянным некрашеным настилом, огороженная деревянными перилами. Навеса, кажется, не было. Спускаешься по ступенькам с веранды – и прямо на лужайку, где в траве золотятся одуванчики, приволье, бегай, сколько хочется. Одуванчики и высокая трава – это было весной. Но и сейчас, в сентябре, лужайка была ещё зелёной.
А справа от школы, в яблоневом саду, зрел урожай. Яблоньки были не очень большими, но уже плодоносили. За садом ухаживали все школьники – с первого по четвёртый класс. Это были самые лучшие уроки труда за все мои школьные годы. Мы белили стволы яблонь, поливали их, осенью сгребали опавшую листву. Наверно, и урожай собирали, но этого я почему-то не помню.

В коридоре стояла большая печь, которую топили дровами и углем (газ в село не был проведен). Она примыкала к нашей классной комнате, и зимой в классе было всегда тепло. Была, наверно, и другая печь, которая отапливала вторую классную комнату, но я её не помню.
Раздевались мы прямо в классе, вешали пальтишки на крючки на длинной планке, прибитой к стене в углу класса. А под вешалкой мы ставили в ряд свои калоши.

Учебный год начался с мелких и крупных огорчений.
Я была новенькой, ко мне присматривались, и я чувствовала в отношении к себе какой-то холодок. Входить в уже сложившийся коллектив всегда непросто, для меня это оказалось настоящим испытанием.
К мелким огорчениям можно отнести трудности с уроком письма (русский язык по-теперешнему). С письмом у меня с первого класса были нелады, а тут ещё - переход с привычных тетрадок в три линеечки на тетрадки в две линейки. Буквы теперь нужно было умещать между этими совсем близко лежащими полосками, а значит, писать в два раза мельче. Мне это плохо удавалось, я не всегда успевала записывать то, что диктовала учительница, в спешке пропускала буквы, писала коряво, в общем, не классная работа, а слёзы одни.
Вот в таких тетрадках в три горизонтальных линейки мы писали в первом и втором классе. Это письмо папе, когда он уезжал из Чегема на Украину в поисках работы:


На средней полоске, не выше и не ниже, нужно было выводить перекладинку буквы Н (причём, не ровную полоску, а извилистую), соединение между палочкой и кружком в букве Ю ( тоже непременно извилистое), ровно до середины, то есть промежуточной линии, надо было вписывать «животик» букв Ь, Ъ, Ы и «головку» буквы Я. Всё это учительница в первом и втором классе строго отслеживала и оценивала. Но это было привычно и не вызывало затруднений. Теперь же всё было по-другому.
Вот в таких тетрадках мы стали писать в третьем классе (это уже письмо из Моршина; отец снова куда-то уезжал, пытаясь найти работу по специальности):


Писали мы такими ручками, как на фото ниже красная. Позднее они были вытеснены авторучками, а их сменили шариковые ручки. Перо вставлялось в металлический наконечник. Запасные перья мы носили с собой в школу в спичечных коробках или в пеналах – на случай, если перо сломается, а случалось это часто.


Другая неприятность была уже давно привычной, но настроение портила всё равно. Это галстук. Я завязала его, как умела – на простой узел - и пошла в школу. Моё появление в галстуке вызвало удивление ребят: они не носили галстуки, здесь в пионеры принимали на целый год позже, чем в Кабардино-Балкарии. Одноклассники осуждающе загудели, кто-то даже побежал к учительнице докладывать, что новенькая пришла в школу в пионерском галстуке. Я объяснила учительнице, что в ряды пионеров вступила во втором классе, всё разъяснилось, ученики успокоились. Но я почувствовала тень недоброжелательности ко мне, новенькой, готовность найти изъян в моих поступках и осудить. Может быть, мне это только казалось.
Вдобавок учительница заметила, что галстук завязан неправильно, поправила и показала мне, как надо его завязывать. И я, конечно, опять не поняла, но головой кивнула, дескать, всё ясно. И продолжала завязывать галстук неправильно.

На второй или третий день внезапно похолодало, полил дождь. С утра было ясно и сухо, и я оделась легко: форма, носки, лёгкие туфельки. После третьего или четвёртого урока одноклассники высыпали в коридор, а я задержалась почему-то в классе.
Румяный, черноглазый Яша заглянул в класс и весело закричал:
- К тебе дедушка пришёл, выходи!
Яше хотелось обрадовать меня и услужить ждавшему меня в коридоре «дедушке», но я не оценила его доброго порыва. Слово «дедушка» словно хлестнуло меня, ведь никакого дедушки у меня не было. За дедушку ребята приняли моего папу.
Ещё в Чегеме, когда мне было лет пять, папа вдруг стремительно, в течение нескольких месяцев, полностью облысел. Когда он лишился своих густых чёрных волос и густых бровей, он очень изменился. Ему было в это время за сорок (я была поздним ребёнком), и его стали принимать за моего дедушку. Отцу это было неприятно, он переживал из-за потери волос (потом вырос пушок, но уже совершенно седой), а я страдала из-за того, что он переживал, и всегда очень обижалась, когда его называли дедушкой. Дети младшего возраста вообще не допускают мысли, что родители могут постареть, они хотят видеть маму и папу только молодыми. А тут – «дедушка»!
Уже в несколько голосов мне кричали:
- Иди скорей, тебя дедушка ждёт!
Я, наконец, нашла укатившуюся под парту ручку, подняла и вышла в коридор. Папа принёс мне тёплую одежду и обувь. Он заставил меня надеть ненавистные байковые синие шаровары (вот не помню, принёс ли он чулки; неужели я ещё и чулки надевала, а значит, и ту деталь туалета, на которую они крепятся?) и ботинки, на ботинки – галоши, поверх платья – тёплую кофту, раскрыл зонт, и мы с ним пошли домой. Весь процесс переодевания происходил на глазах у одноклассников, их любопытные взгляды меня смущали и сердили. Ни к кому из них не пришли родители или дедушки, никому не принесли тёплую одежду и никого не повели домой под зонтом. Меня, конечно, зачислили в разряд маменькиных дочек, и это не добавило тепла в отношение ребят ко мне.
На переменках я общалась в основном со Светой, с которой была уже знакома. Разговаривала я и с соседом по парте, с другими детьми, но только по необходимости: мне не было с ними легко, для них я была чужая, и они не спешили принять меня в свой круг.
На уроках украинского языка я сидела, ничего не понимая. Вроде бы похоже на русский, а понять трудно. Мои одноклассники изучали украинский язык с первого класса, к тому же жили почти все в селе, в украинской среде. Они бойко отвечали на вопросы по грамматике, разбирали предложения по частям речи, писали на доске, а я покорно копировала с доски то, что они писали. В словах было много новых для меня букв: i, и ещё одна такая же буква, но не с точкой, а с двумя точками; буква Е тоже писалась по-другому – как Э, но в противоположную сторону. И ещё был апостроф – запятая вверху между буквами слова, это вместо нашего твёрдого знака. Я путалась, писала Е не в ту сторону или писала русскую букву Е, вместо И писала Ы, в общем, в голове была полная каша. Так обстояло в самые первые дни учёбы, и за пару месяцев, конечно, всё улеглось бы в голове, пришло бы в порядок. Но этого срока на овладение языком никто мне не дал; учительнице не пришло в голову, что мне нужно помочь, и уж хотя бы не спрашивать и не ставить отметки в первое время. А сама я не догадывалась, что можно обратиться за помощью и что я имею право на какое-то снисхождение.
Через несколько дней после начала учебного года Марина Никитична устроила проверочную контрольную работу по украинскому языку на повторение пройденного во втором классе материала.
Нужно было просклонять письменно, в столбик, разные слова мужского, женского и среднего рода. Марина Никитична о контрольной работе не предупреждала, я шла в школу спокойно, не ожидая ничего плохого. Украинский язык был первым уроком. Ещё полусонная (вставать приходилось в шесть утра, чтобы не опаздывать в школу), я смотрела на задания, написанные на доске, и пыталась вспомнить, как звучат эти слова в соответствующих падежах.
Я написала в предыдущей главе, что это случилось через два дня после начала занятий. Нет, я ошиблась, мы занимались уже дней пять, и за это время состоялись по меньшей мере два урока украинского языка. Но за два урока я успела уяснить только написание букв украинского алфавита да узнать, как по-украински звучат слова «существительное», прилагательное», «глагол», запомнить названия падежей. Вот и все мои познания на тот момент. Нет, ещё я запомнила, как по-украински звучит «отлично», и мне это слово ужасно не нравилось – «вiдмiнно». Оно не напоминало мне знакомое слово «отменно», а ассоциировалась с «ведьмой».
Я сидела в ужасе, понимая, что впервые в жизни не напишу контрольную работу, впервые получу двойку. Катастрофа и позор! Напрягая память, я пыталась угадать, как должно измениться слово, какое окончание нужно написать. Я уже успела подметить, что и гласные внутри украинских слов меняются иногда в зависимости от того, в каком падеже стоит слово. Но закономерности я не уловила, правил ещё не знала и писала наугад. Одноклассники уже закончили работу, закрыли тетради, а я всё ещё сидела и мучилась. Что-то пыталась написать, зачёркивала; мне казалось, что если я напрягу память хорошенько, то меня озарит, я вспомню, как похожие слова выглядели на доске.
Раздался звонок. Мария Никитична попросила дежурного собрать тетради. Дежурным был тот самый Яша Б., который кричал про «дедушку».
Перед смертью не надышишься. Чем ближе подходил Яша к моей парте, тем нужнее мне были ещё несколько минут… минутка… хоть несколько драгоценных секунд… нельзя же сдавать почти пустую тетрадь… надо хоть что-то написать… вдруг угадаю…
Яша подошёл ко мне, протянул руку. Я писала. Яша сказал:
- Сдавай тетрадку!
Я не шелохнулась и продолжала что-то строчить в тетради. Тогда Яша потянул тетрадь к себе. Я схватилась за другую половинку тетради и потянула её к себе. Яша ещё сильнее рванул тетрадь. Я вскочила из-за парты, рванула тетрадь и вырвала её у Яши. Он на секунду растерялся, потом снова схватился за тетрадь. Я разозлилась и толкнула его, Яша в ответ толкнул меня. Я ударила его, Яша ударил меня, в общем, возникла драка. Моя решимость отстоять тетрадку и драться до последнего была велика, но помешала учительница. Когда мы только начали вырывать тетрадь друг у друга – а делали мы это молча – она занималась с первоклассниками и не видела, что происходит за её спиной. И только потом, повернувшись, увидела, что завязалась драка, и быстро её прекратила.
Яша взял мою помятую тетрадь и отошёл, обиженно и недоумённо твердя:
- Она тетрадку не отдавала, я только хотел тетрадку взять…
И это было правдой. Яша ни в чём не был виноват, он выполнял распоряжение учительницы. Я повела себя агрессивно, а Яша просто защищался.
Сев на своё место, Яша несколько раз оборачивался и смотрел на меня сердито и с каким-то недоумением. Наверно, я производила впечатление тихой и спокойной девочки, и он не ожидал от меня ничего подобного.
Я тоже смотрела на него враждебно. И холодок неприязни между нами сохранялся и в последующие дни.
Могла ли я подумать, что так приходит первая любовь?! Но продолжение это получило значительно позже, через год. Почему – только через год? Да потому что в третьем классе мне, в общем, так и не пришлось учиться. Посещением школы в течение первых трёх недель ограничилась моя учёба в третьем классе.

on 2011-02-24 12:58 pm (UTC)
Posted by [identity profile] krasolya27.livejournal.com
Вот это интрига, Лида! Чем дальше, тем интересней!

И почерк, почерк в тетрадке с косой линеечкой! Я так никогда и не научилась писать красиво. И по сей день корябою, как кура лапой.)))

on 2011-02-24 02:10 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
И я, и я!!!
Это же ужас что такое, а не почерк...

on 2011-02-24 02:53 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
И я - как курица лапой. То, что тут на фотографиях - это результат долгого процесса, сидела и выводила каждую палочку и загогулину. То, что другие делали быстро и красиво, я выводила долго и с трудом, очень уставала, а получалось всё равно не ахти как.

А как же без интриги!:))) Но только я её не выдумываю, сама жизнь её создавала.

on 2011-02-24 01:30 pm (UTC)
Posted by [identity profile] eyange.livejournal.com
Какая молодец! Надо, обязательно надо рассказывать о своём детстве.
Для нынешнего поколения - это другая жизнь, в ней всё по-другому.
Другое дело, что не у всех получится так интересно, талантливо, как у тебя.
Какой почерк! Неужели сохранила тетрадки?
И буквы с наклоном, выписанные с разным нажимом. Видимо, следствие "чистописания".
Лида, меня поражает, какие мелкие детали ты помнишь!
Или отчасти включается воображение?

on 2011-02-24 03:05 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Лена. спасибо за добрые слова.
Тетрадки хранила моя мама, она всё хранила - и мои альбомы. и дневники. Но всё это пришлось выбросить при её переезде к нам. Взяли то, что смогли поднять, книги и вещи раздали, тетрадки и альбомы просто выбросили.
А остались письма. Несколько моих писем этого времени в том числе. Вот их я и сфотографировала. Ручку сохранили потому что Алёше в школе приходилось с младших классов заниматься оформительскими работами, и он писал тушью с помошью такой ручки.

Нет, НИЧЕГО не выдумываю, не присочиняю. А не помню я очень многого. То, что составляло будни, было скучной повседневностью, я не помню. Свои обязанности по дому, обычные школьные дни (когда не было никаких стрессов) - не помню. Помнятся только ярко окрашенные эмоциями моменты, а их было немало, вот и создаётся иллюзия, что я всё помню. Но я довольна, что удаётся поддерживать эту иллюзию, не прибегая ни к какой выдумке, просто плотно сколачивая материал с этими узловыми эмоциональными пиками.
Я могу ошибаться только в мелочах: четыре дня прошло или шесть, на второй парте сидел ученик или на третьей и пр. За такое не отвечаю, хотя стараюсь и это передать поточнее.

on 2011-02-24 05:11 pm (UTC)
Posted by [identity profile] eyange.livejournal.com
Большое дело делаешь!
В твоих главах - 60-70-е годы глазами маленькой девочки.
Думаю, одна из задач литературы - оставить кусочек истории в художественном выражении. И обязательное условие - высокохудожественный текст, вызывающий эмоции. Именно через эмоциональность, сопереживание и появляется интерес - к книге, историческому периоду или персонажу...

on 2011-02-25 01:13 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо за такую оценку, Лена!
Записи мои вполне заурядны, но я думаю, что Полинке в подростковом возрасте будет интересно почитать о детстве бабушки. Знаю, что если бы мне остались воспоминания моих бабушек об их детских годах, для меня это было бы таким счастьем. А может, попадутся эти записи на глаза ещё каким-то девочкам, и им тоже будет интересно прочитать о школьниках 50-х-60-х годов (70-е - это уже студенческие годы и начало взрослой жизни, работа, это я вряд ли возьмусь описывать).
Когда пишу, я снова чувствую себя той маленькой девочкой и снова всё переживаю заново. Поэтому надеюсь, что частичка этих эмоций передаётся при чтении.
Согласна с тобой, что от чтения человек ждёт эмоций, хочет обогатиться ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, пережить вместе с героями всё, что они переживают. Если нет этого сопереживания, читать скучно. А вот вызвать такое сопереживание герою - это, наверно, самый большой секрет писательского мастерства.

on 2011-02-25 01:20 pm (UTC)
Posted by [identity profile] eyange.livejournal.com
"вызвать сопереживание герою - это, наверно, самый большой секрет писательского мастерства".
Лида, и ты этим секретом владеешь.
Думаю, твои записи прочтёт не только Полинка.
Верю, что когда-то они оформятся в книгу, и её прочтут множество мальчиков и девочек.

on 2011-02-24 01:38 pm (UTC)
Posted by [identity profile] koshkodil.livejournal.com
Красивый почерк, между прочим.
И всё это "неправильной", правой рукой!

Жду продолжения, но кажется, догадываюсь, что было дальше:
девочка Лида не могла не заболеть от такого стресса, бедняжка :(

on 2011-02-24 03:10 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
О, Кошкодильчик и одним глазом, пока другой спит, видит всё насквозь! Не проведёшь, не утаишь ничего:)

Да какой там красивый, что вы! Результат мучительного напряжения всех сил, а в результате всё равно неуверенный, нестабильный почерк. Но, конечно, если учитывать, что писала отпетая левша, то ещё и ничего:)

on 2011-02-24 01:44 pm (UTC)
Posted by [identity profile] zalgalina.livejournal.com
Лида!!!Никогда бы не подумала, что такие мелочи детской жизни могут быть написаны ТАК живо и ТАК захватывающе интересно. Браво!И что удивительно,- не только Ваша память хранит все эти подробности, но и старые тетрадки, ручка - все это Вы сумели сохранить. А как дороги сейчас эти бесценные раритеты.
Как трогательно и с большой любовью Вы написали эпизод с "дедушкой". Конечно, вспоминаешь свое.Мой муж рано поседел и часто, особенно в последние годы его принимали за моего отца.Он как-то очень это переживал, а я, конечно, старалась шуткой исправить такую неловкую ситуацию.
И еще. Мне кажется, что , благодаря этим трем линиям и еще каллиграфической тетради (помните?) у всех должен быть выработаться ОДИНАКОВЫЙ почерк. Но этого, конечно, не случалось. Недаром же существует целая наука о почерке. Сейчас пойду, пороюсь в маминых закромах. Мне показалось, что мой почерк в этих трех линиях один к одному похож на Ваш.
СПАСИБО большое.Только что пришла с работы и бегом в "ленту".А тут Ваш рассказ.Сразу стало на душе теплее.

on 2011-02-24 03:15 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Галя, я всегда очень жду вашей оценки. Спасибо!

Нет, тетрадки я не сохранила, всего лишь некоторые письма. Я выше в ответе Лене Янге написала об этом. ручка осталась по необходимости. Увы, очень многое пришлось выбросить.

Покажите образец своего почерка, если сохранились ваши тетрадки. очень интересно сравнить:)
А почерк, несмотря на прописи и жёсткие требования, у всех был разный, совершенно разный. Странно, правда? В почерке столько всего отражается: и левшизм или правшизм. и черты характера, наверно поэтому и разный.

on 2011-02-24 01:54 pm (UTC)
Posted by [identity profile] chele-sta.livejournal.com
Читаю, сопереживаю, вспоминаю...
Жду продолжения.
Спасибо Вам.

on 2011-02-24 03:10 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, что вы со мной, дорогая Челеста!

on 2011-02-24 02:20 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Ой! Ой! Ой! сколько всего нужно сказать!!!!
Скажу - как отсканирую кое-что.
Ручечка, ручечка красненькая, моя ж ты дорогая! точно такая была...
А ещё были ведь синие - или я ошибаюсь?
Мамочка моя тоже сохранила тетрадки бережно (их я и сканировала уже, обработаю, выложу, покажу), если бы не она - у меня бы ничего не осталось. Я транжира, ничего не собираю...
А про украинский язык - опять совпадение!
Я так и не смогла учиться в украинской школе (пробовала один день), несмотря на то что знала украинский язык, учила с первого класса. Но ведь все понятия, особенно математические, да даже географические, - были ведь сформированы русские. Пока соотнесёшь трыкУтнык с треугольником - вот времечко и ушло, и выглядишь дефективно... (Я про Тоню и веник когда рассказывала, об этом писала.)
Именно поэтому я уверена ещё с тех самых детских пор: можно у народа отнять всё что угодно, но если посягнёшь на родной язык - рано или поздно поднимется "дубина народной войны".
Язык - это же самая наша сердцевинка!
Ну а про мою "любовь" к социуму Вы знаете.
Нет ничего страшнее толпы, которая против личности.
Ещё напишу!

on 2011-02-24 03:25 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Ой, Тамарочка, про моё постижение украинского языка ещё столько надо рассказать. Это просто трагедия века, а не изучение. Но это впереди, чуть позже.

Вот и у нас всё хранила мама, у неё в Евпатории всё-всё лежало по коробкам и ящикам, заботливо обёрнутое в газеты, перевязанное шпагатом, надписанное. А мне пришлось все эти тетрадки выбросить. Только письма остались.

Синие ручки я не помню, но наверно, тоже были, не все же ручки были одного цвета.

Обязательно покажите свои тетрадки. Очень хочется увидеть, как писала маленькая Тамарочка:)

on 2011-03-03 01:54 am (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Лидочка, есть!

Нажим/волосяная

on 2011-02-24 07:13 pm (UTC)
Posted by [identity profile] galina-vr.livejournal.com
Лидочка, опять пишешь и про меня. Мне тоже довелось, правда, всего два месяца учиться в лесной школе (в санатории) в четвертом классе. И там тоже учились вместе со вторым классом.
В четвертом классе все уже писали в одну линейку, и вот тогда и проявилась у всех индивидуальность. А во втором еще было, кажется, чистописание (грязномарание - его называли). Я тоже мучилась с этими ручками (вставочками)и кляксами. А у тебя как замечательно, ни одной помарочки!
А в моей ленинградской школе запомнилась мне девочка, которая три класса подряд приезжала с Украины и училась у нас четверть-другую - ее отец был военным. Девочка такая тихая была, забитая и почему-то хотела со мной дружить. Так и говорила: можно я буду с тобой дружить. Мы немного общались, но я запомнила о ней только одно: она говорила, как ей трудно дается украинский язык, когда их семья живет на Украине.

Re: Нажим/волосяная

on 2011-02-25 01:23 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Галя. и тебе тоже довелось учиться в таких условиях, когда два класса сидят вместе! Нет, ну надо же! столько совпадений!

А бедную девочку эту я так понимаю и так сочувствую ей. Мне с украинским языком пришлось ой как несладко. А вот иностранный учила легко, играючись, можно сказать. Я тогда сделала для себя открытие: похожий язык учить ТРУДНЕЕ, чем непохожий на родной. Во всяком случае, на европейские языки это распространяется:)

Были у меня и кляксы. и помарки. Но в основном чернилами я заляпывала передник (по закону подлости - чаще белый) и руки. Но и тетрадкам доставалось.

on 2011-02-24 07:19 pm (UTC)
Posted by [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Безумна интересно, Лидия! Спасибо Вам огромное!
И как это Вы, левша, и так здорово писали правой!
А у меня почерк стал более-менее человеческим только в 8-9 классах, когда я учился в заочной школе - ЗФТШ при МФТИ.
Но зато, когда мы учили иврит - уже в районе тридцатника, учительница очень хвалила мой почерк.
А мы с Вами почти родственники - я в 3-м классе тоже проучился меньше 2 недель. А 4-й - вообще перескочил.

on 2011-02-25 01:29 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Давид, это вам спасибо за интерес и внимание к моим очеркам.

Как интересно! А вы об этом рассказывали в блоге - о том, как "перескочили" четвёртый класс и не учились в третьем? Получается, что после второго - сразу в пятый шагнули?

Да, в 1-м-2-м классе и ещё некоторое время я писала болеле-менее прилично (только медленно и уставала от процесса письма очень). И наоборот, класса с 8-го почерк начал портиться. В студенческие годы очень сильно испортился. А потом ещё был один скачок, где-то после сорока, когда для меня стало очень трудно писать, рука ну просто не желала этого делать, а к левой тоже не могла вернуться. Клавиатура - просто спасение.

on 2011-02-25 04:08 am (UTC)
Posted by [identity profile] rider3099.livejournal.com
с нетерпением жду продолжения )

on 2011-02-25 01:30 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Большое спасибо. Обязательно продолжу!

on 2011-02-25 05:07 am (UTC)
Posted by [identity profile] marinamironova.livejournal.com
"Больше нечего писать"... :))) А почерк просто как из фотошопа. Сколько бы я времени не потратила, такой бы красоты не вывела.
Здорово, Лида, очень интересно читать. Я тоже поздний ребенок. Папу, правда, дедушкой не называли, но все равно я в детстве переживала, что мои родители не очень молодые. :)

on 2011-02-25 01:40 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Марина, мне очень приятно, что вы читаете.

Да это не красивый почерк, вы просто не видели тетрадок моих одноклассниц-отличниц:).
И потом, самое трудное было писать не в тетрадке, где все эти линеечки помогают, а на доске. Вот когда наступал момент истины!:)) У меня на доске буквы были уродцами. а строчки ползли в разные стороны. А у моих одноклассниц - нет. У них всё было чётко, красиво.

Наверно, это общее для всех поздних детей - переживания, что родители немолодые. Мама у меня была младше отца на 9 лет, да и выглядела всегда молодо. А вот из-за папы я очень переживала.

on 2011-02-25 08:11 pm (UTC)
Posted by [identity profile] marinamironova.livejournal.com
Я совсем не помню того, чтобы мы обращали много внимания на красоту почерка. Конечно, в первых классах старались писать, чтобы линии не были в разные стороны, но не помню того, чтобы учительница нас за это гоняла. :)

А я, наоборот, из-за мамы переживала. :) Она старше папы на 4 года.

on 2011-02-27 11:40 am (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
А нас сильно гоняли. Самая большая тружность была с нажимом: с какого бока буквы О делать нажим сильный, а с какого буква должна быть волосяной толщины. И соединения двух букв должны были быть на четверти высоты от нижней линеечки. В общем, непростая премудрость:)

on 2011-02-28 06:34 am (UTC)
Posted by [identity profile] marinamironova.livejournal.com
Ого! Про сильный и слабый нажим вообще не слышала. :))

on 2011-02-28 11:46 am (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Богатыри - не вы!:)))

on 2011-02-26 04:50 pm (UTC)
Posted by [identity profile] ya-nadegda.livejournal.com
Лида, как же много воспоминаний всплывает после твоих записей! Здорово, что есть люди с такой памятью, да еще интересно пишущие. Видимо, чувствительные люди складывают эмоциональные эпизоды в память целиком, со всеми подробностями. У нас учились беженцы (когда я в школе работала), им все трудно давалось на чужом языке. Как загнанные зверьки выглядели. Мы их опекать старались, чтобы не обидел кто, помогали, задания легче давали. А ты, видимо, старалась производить впечатление «бодрячка» - вот учительница и прохлопала))) Заболела, девочка, наверное?
На самом деле не так уж и много людей, так подробно помнящих своё детство. Полинке повезло! Я бы с удовольствием почитала записки бабушки о детстве. Хорошо бы издать твои записи.
А моего папу посторонние люди тоже за дедушку принимали. Ему было 45, когда я родилась. Но он, кажется, не комплексовал. В деревнях не редкость, когда отцы старые. Старшие дети уже взрослые, а последние еще ползают.

on 2011-02-27 11:46 am (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Надя, я так рада тебе!
Ты права, я всегда "держала лицо". Если падала, то даже если зверская боль, вставала, отряхивалась и "беспечно" улыбалась. Никогда не показывала. что мне плохо. Вот и с украинским языком. Напускное спокойствие и напускная уверенность, а внутри холоный ужас: сейчас спросят, а я ни слова не могу произнести по-украински. В общем, сама себе организовала маленький ад:)
"Проще надо быть, проще...":)))

Вот и ты - поздний ребёнок. Это хорошо, что папа не комплексовал. А мой отец был ранимый человек, всё остро переживал, но всё носил в себе.

Надя, вопрос не по теме. Не знаешь, как дела у Оли? Интернет у них предвидится? Не получала от неё никаких вестей?
Posted by [identity profile] ya-nadegda.livejournal.com
Да сама волнуюсь. Стараюсь правда мысли позитивные культивировать)))
Знаешь, Слава написал запись в своем дневнике, но на такую тему, что я не решилась написать комментарий. "О чем жалеют умирающие перед смертью". Мне как-то не по себе от этой темы стало. Но раз он вышел в блог, значит, скоро и Оля появиться должна. Или он с работы...А она дома, наверное, сидит без компа или инета. Я вот жалею, что не дала ей своего номера телефона.
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, что ответила, Надя. У меня вчера какое-то время не получалось войти ни в один журнал. А потом я наведалась в тот блог и почитала пост. Я подобный пост уже видела в другом блоге, не помню, в чьём. Но тот был полнее - не 5 мыслей, а 10. Наверно, он просто увидел такое и перепостил себе. И надеюсь, это ничего не означает (ничего плохого), кроме того, что автор поста ищет предельно острые темы для обсуждения.
Posted by [identity profile] ya-nadegda.livejournal.com
Да, я не в том смысле, Лида. Конечно, Славу просто интересуют острые темы. А я волнуюсь, что у Оли интернета до сих пор нет. Она же скучает! Но начать расспросы об Оле под таким постом - вроде не хорошо. Предполагается, что надо на тему реагировать, а у меня и сказать-то нечего))) Пост интересный, но меня давно уж не волнуют эти все вопросы, я как раз живу так, что перед смертью жалеть не о чем не буду. Потому я комментарий написала краткий: "Всё так! Слава, передавай Оле привет. Мы её ждем!" Вот так вот выкрутилась))) Надеюсь, что когда ответит, может, что расскажет...Как там с интернетом для Оли.

on 2011-02-28 07:58 pm (UTC)
Posted by [identity profile] domanetskaya.livejournal.com
Ой, что-то я совсем распереживалась, читая о ваших школьных трудностях и неприятностях. Так ярко их почувствовала, как будто в свое детство вернулась.
Я тоже не совсем ранний ребенок, меня это временами очень напрягало - у всех детей родители были молодыми. Хотя сейчас понимаю, что была глупой. :)))
Помню, в далеком детстве у бабушки увидела такие же перьевые ручки, мне стало интересно, как они "работают". Попробовала - не понравилось. Осталось противное ощущение от того, как они скрипят в процессе письма. Или это всего лишь нервы, не знаю. :)))
Требую продолжения, ведь оторваться от вашего повествования очень трудно.:)

on 2011-03-03 06:04 am (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Ксюша, спасибо за интерес к моим очеркам. Продолжение скоро будет. Я тут переключилась на другую тему, допишу один "двухсерийный" пост и вернусь к запискам о моршинском детстве.

Перья обычно не скрипели, если не были поломаны. наверно, это перо вам попалось уже негодное. Или слишком сильно нажимали.

on 2011-03-02 05:55 pm (UTC)
Posted by [identity profile] annazv77.livejournal.com
Вот это почерк!:-)) Сейчас и не встретишь такой! Сама я пишу как "курица лапой". Да и у Сони почерк просто ужасный!

Жду продолжения... Гадаю о причинах столь краткого пребывания в стенах школы на протяжении третьего класса.

on 2011-03-03 06:42 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Аня, и я давно пишу как курица лапой. Не помогли ни прописи, ни уроки чистописания.

Спасибо, что читаете, Аня! На днях напишу продолжение.

Profile

lidiamp: (Default)
lidiamp

April 2011

S M T W T F S
      12
345 6789
10111213 141516
17181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 08:28 am
Powered by Dreamwidth Studios