lidiamp: (Default)
[personal profile] lidiamp
Прошлая запись у меня закончилась тем, что мы подошли к Музею изобразительных искусств. Вы видели, какое красивое здание занимает этот музей. Несколько слов я скажу о нём и о музее вообще, а потом пойдём дальше.
Музей был открыт по инициативе городского головы Байкова в 1898 году. Но находился он в другом здании и не был отделён от краеведческого музея, всё это был единый музей. Разделение произошло уже при советской власти, в 1938 году, а в нынешнее здание музей въехал только в 1958 году. Интересно, что все даты его истории заканчиваются на 8. По-моему. это хороший знак. Особняк,в котором располагается музей в настоящее время принадлежал до революции адвокату, а построен был по проекту архитектора Н.А.Дорошенко.
Сейчас в фондах музея более 6 тысяч единиц произведений искусства. Было бы значительно больше... если бы не война. Во время войны, в 1942 году все произведения были уложены в ящики и эвакуированы в Пятигорск, где нашли пристанище в музее Лермонтова. Захватив Ростов, немцы немедленно начали поиски сокровищ музея. Это отдельная история, очень увлекательная, остросюжетная, но грустная, т.к. многие произведения были утрачены. Немцы не могли найти картины, хотя знали, что они были вывезены на Северный Кавказ. Поиски шли долго, и ящики с экспонатами всё же были найдены. Они долго находились в домике-музее Лермонтова, но уже под охраной немцев. Потом наиболее ценные экспонаты были выделены в отдельные ящики и постепенно вывозились. Сотрудники домика-музея, РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ, тайком изменяли нумерацию ящиков, чтобы спасти наиболее ценное от вывоза. Вот сюжет для захватывающего фильма!
Ну а теперь пойдём дальше по Пушкинской улице.
Впереди, метрах в 100 от того места, где находится музей ИЗО, мы видим памятник. Спиной к нам, опираясь на скалу стоит знакомая всем фигура. Александр Сергеевич, здравствуйте!


Пушкин стоит в такой выразительной позе, словно видит перед собой морской простор, и мне хочется назвать памятник его словами "Прощай, свободная стихия".


А если смотреть с другого бока на Пушкина на фоне компьютерного магазина, приходят на ум другие слова: "Здравствуй, племя младое, незнакомое..."


Переходим Ворошиловский проспект и идём дальше по бульвару. С этого места бульвар расширяется в обе стороны, правой и левой проезжей частей уже нет, улица становится только пешеходной.
Вот сбоку небольшое скромное строение. Что это? Раньше я его не видела... А, ну да, ну да, без него тоже нельзя, особенно если гулять долго, да ещё пиво попивать.


Улица Пушкинская очень основательна вписалась в мою жизнь. В двух шагах от неё мы жили (в разные годы в разных местах, но всё время рядом с ней). Академия госслужбы прихотливым образом прочно связана с биографией моего мужа и моей. А дальше будут и другие памятные места, и я их вам покажу.
А пока идём дальше. Дома в 2-3 этажа соседствуют с многоэтажками, но последних меньше.


По правую сторону мы видим дом творчества, принадлежащий Ростовскому отделению Союза писателей. В уютном и ухоженном его дворике много людей. Что-то случилось? Становится тревожно, подхожу поближе... Всё в порядке, это свадьба. Наверно, кто-то из виновников торжества имеет отношение к Союзу писателей.


Общежитие студентов Академии госслужбы. Рядом - клумба с корабликом посередине. Возле него любят фотографироваться и взрослые, и дети.


Пожилая армянка разложила на лотке всякие южные вкусности. А вокруг столика множество голубей. Я подумала, что они подбирают упавшие кусочки и крошки, но тут продавщица лакомств взяла стаканчик с семечками и высыпала его голубям. Я попыталась заснять этот момент, но не успела. Она улыбнулась мне: "Уже три стакана им скормила, а они всё просят". Я попросила её ещё раз взмахнуть рукой со стаканом: "Вы пустой стакан поднимите, только подольше, пожалуйста, держите". Она охотно исполнила мою просьбу. Улыбка и смех у неё были так заразительны, она с удовольствием вступила в беседу, и если бы я не спешила, то обязательно присела бы рядом на лавочку и пообщалась с этой чудесной и такой щедрой женщиной.
Я сказала ей, что размещу фотки в интернете, и ей это было приятно. Удачной торговли вам, моя новая знакомая!






На каждом шагу здесь павильончики, кафешки под открытым небом.


Уголок бульвара у самого общежития студентов Академии госслужбы. Сфотографировала я и кусочек неба в обрамлении листвы. Дело в том, что в этом месте в небе летела связка шаров алого цвета. Прямо-таки летящие алые паруса. Я пыталась запечатлеть шары, но они успели скрыться. Зато длинные полоски-облака ("приветики") здесь при увеличении фотки хорошо видны.




А вот в этом здании располагается СКНЦ ВШ - Северо-Кавказский центр высшей школы. Центры эти были организованы в 70-х годах, их несколько по стране. До того как здесь разместился СКНЦ ВШ, это был сумасшедший дом, психбольница. Муж рассказывал, что когда они въезжали в здание (он работал в научном центре), там ещё оставалась кое-какая мебель, привинченная к полу.
На здании памятная доска. Научный центр в Ростове организовал и много лет возглавлялЮрий Андреевич Жданов (одновременно являясь ректором РГУ). Да-да сын того самого Андрея Жданова и зять Сталина.


Подходим к следующему памятному и для меня дорогому месту - университетской библиотеке, в которой за пять лет учёбы я провела множество часов, в её читальных залах, библиографическом отделе и каталоге, а в тёплое время года - на терассе позади библиотеки и в её уютном садике на скамеечках с очередным учебником в руках. Вот несколько уголков бульвара на подходе к библиотеке.






Мне очень нравится торжественная гармония фасада, двухсторонний спуск с поворотом. В памяти стоит картинка: я только поступила в университет, стою у входа в библиотеку, а поступенькам спускаются двое - темноволосый в массивных очках, очень серьёзный и неулыбчивый худощавый студент за руку с однокурсницей - хрупкой, как эльф, блондинкой в очках с тоненькой золотистой оправой с чёлкой и высоко поднятой на затылке прической. Они немного напомнили мне пару студентов из комедии Гайдая про приключения Шурика - такие типичные, классические студенты. Подружка меня толкнула в бок и прошептала: "Это Серёжа Чупринин, он очень умный, будет, наверно, учёным. Его, кажется, уже где-то печатают". Потом мы со старшекурсниками ездили в колхоз и я, сталкиваясь с неулыбчивым Серёжей, всегда думала, что он, наверно, никогда не был маленьким, сразу родился взрослым и с первого дня жизни начал писать научные статьи. Такое он производил впечатление. Теперь он уже давно не худощав, но так же серьёзен, судя по сюжетам телепередач, и является главным редактором одного из толстых центральных литературно-художественных журналов.
Итак, с волнением подхожу к библиотеке, предвкушая, как сниму эти колонны и ступени - вход в здание. Но что это? битые кирпичи, строительный мусор, рабочие, грузовик рядом... Ломают знаменитый особняк Парамонова, мою библиотеку?! Уффф-ф, нет, только вход, только лестницу ломают, она давно была в ужасающем состоянии.






Обхожу библиотеку сбоку... Сзади... Вот и летняя терасса, вернее то. что от неё осталось... А садика при библиотеке вообще нет, территорию эту давно отняли у библиотеки и построили какой-то центр изучения иностранных языков. Тоже, конечно нужное заведение, но садик, садик, липы в нём, скамеечки в аллее... Как же мне жаль его.




Но хватит ностальгировать. Идём дальше. Не могу пройти мимо роз. И ещё один уголок.




При взгляде на эти прямоугольные грмады я всегда вспоминаю почему-то египетские пирамиды. Хотя и формы не те, да и назначение совсем иное. Донская государственная публичная библиотека. Снаружи она мне не нравится, угнетает даже . А внутри!.. Один зимний сад со стеклянным потолком, фонтанами, птицами в клетках чего стоит! В общем, "не судите по наружности". Это именно тот случай.




Пушкинская на этом отрезке ещё больше хорошеет и расширяется. Не удивительно: мы приближаемся к устью улицы-реки.






За Донской публичной библиотекой расположен небольшой сквер. В нём стоит памятная стела и плита с надписью. В этом месте фашисты расстреляли полторы тысячи человек. В двух метрах от памятника погибшим стоит другая стела - жертвам сталинских концлагерей. Его поставили недавно. Так и стоят рядом памятники жертвам двух тиранов.






Переходим Кировский проспект и видим впереди на бульваре ажурный огромный шар из металла. Нет, не летающую тарелку. Эта ещё одна напоминалочка о том, чьё имя носит эта улица.




Шары эти (а дальше будет ещё один) мне не нравились, даже раздражали всегда: сюжеты на них слишком хрестоматийны, Пушкин не похож на себя (ростом он тут не уступает Натали) и вообще... Со временем я немного привыкла к ним, стала относиться более снисходительно. Этот, первый, шар воспроизводит известные эпизоды из жизни поэта.










Вот, вдали, за двумя фигурками просматривается второй шар. Но я не буду вас мучить, показывая все его грани. На них воспроизведены основные эпизоды из "Евгения Онегина".


Ещё несколько фоток Пушкинской.






Вот это маленькое аккуратное здание - больница. В ней лежала моя дочка с воспалением лёгких в 1-м классе. А теперь посмотрите, за больничкой стоит многоэтажка, торцом к Пушкинской улице. А тот, дальний её конец выходит на улицу Горького. Перейдите в этом месте улицу Горького и вы окажетесь около здания общежития для сотрудников университета. То есть расположено оно в одной минуте ходьбы от Пушкинской. На одном из этажей этого общежития мы жили много лет. А на первом этаже в это время жил подросток-старшеклассник Дима. Вы его знаете, это Дмитрий Дибров, известный шоумен. Его отец был, кстати, деканом у нас на филфаке.


Сегодняшний этап прогулки закончен. Окончание прогулки будет в следующий раз, осталось немножко - два квартала.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

lidiamp: (Default)
lidiamp

April 2011

S M T W T F S
      12
345 6789
10111213 141516
17181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 06:32 am
Powered by Dreamwidth Studios