lidiamp: (блузка цветами)
[personal profile] lidiamp
Прихотливо устроена наша память. Кормила сегодня синичек и вспомнила почему-то про рыбу. Нет, не так - про Нашу Рыбу.
Собственно, ничего странного в такой ассоциации нет. Синиц я кормлю уже несколько недель, с тех пор, как начались морозы. Сало, крошки, семечки... Сначала кормила на лоджии, но потом как-то раз вышла на лоджию в очках... и - ой, мама дорогая! - поняла, что зря я устроила тут птичью столовую. Теперь мне долго придётся оттирать и отмывать всю лоджию. К тому же всякие ЧП постоянно случаются. На днях синица по ошибке в комнату залетела, когда я оставила дверь приоткрытой, стала биться в стекло окна, я испугалась, что она повредит себе что-нибудь, распахнула дверь и стала объяснять, что сюда надо лететь, а не в стекло биться. Синица прислушалась к голосу разума, прекратила истерику и выпорхнула в дверь. А позавчера одна синица провалилась в щель между стоящими в углу лоджии досками. Муж вытаскивал её оттуда. Эта синица тоже оказалась разумной: дала себя вытащить, не вырывалась. Но после этого я переместила кормушку во двор, на вишнёвое дерево под окнами.
Да, так вот, как только я покормила синиц один-два раза, я поняла, насколько прав Сент-Экзюпери. Причём, у меня сложилось чёткое впечатление, что и синички его читали. Стоило мне задержать обед, как они подлетали к окну кухни, садились снаружи на выступ за окном, долбили клювиками стекло и дерзко на меня смотрели: ну-ка, пошевеливайся, корми нас, да поскорее! Забыла, что ты в ответе за тех, кого приручила?
А приручение происходит быстро. Стоит лишь один раз покормить, и это уже не просто птицы, это уже МОИ птицы. И когда в какой-то из дней они не прилетели к кухонному окну и не появились на лоджии, я заволновалась, стала выглядывать во двор, искать своих "приручённых". Оказалось, что на детской площадке кто-то насыпал на лист картона много всякого корма, и мои вероломные друзья переметнулись туда. И я почувствовала укол ревности: я тут волнуюсь, а они так легко меня забыли. И чем, интересно, тот корм лучше моего?
Но вернусь к тому, с чего начала пост - к рассказу о Нашей Рыбе.

Мне было десять лет. Я в очередной раз болела ангиной. Болела я сильно, но врача не вызывали - мама сама работала врачом и лечила меня всегда сама.
Стерилизатор уже стоял на плите, иглы и шприц кипятились, а я ходила следом за мамой и подвывала от тоскливого страха: я очень боялась уколов. "Мамочка, ну не надо уколов, я уже совсем здоровая, у меня ничего не болит, ну не надо, ма-а-ма..."
Но мама была неумолима, и минута казни неотвратимо приближалась.
Пришёл папа из магазина, с покупками. Возле магазина тётка прямо на улице продавала рыбу и папа купил несколько крупных рыбин. Рыбу я любила в любом виде, и перспектива поужинать жареной рыбой смягчила мои страдания.
Сделав укол и оставив меня всхлипывать с радостным облегчением, оттого что всё позади, мама принялась за разделку рыбы. Вскоре я услышала шум, мамин вскрик, глухой звук удара. Оказалось, что одна рыба, как только мама взяла её в руку, очнулась, вырвалась из рук, упала и продолжала биться на полу. Мама закричала отцу: "Зачем ты купил живую рыбу? Ты же знаешь, что я не могу её убивать!" Папа стал объяснять, что рыба признаков жизни не подавала, что её надо оглушить, но сам этого делать не хотел. Услышав слово "убивать" и увидев скачущую рыбу, я разревелась и сказала, что не дам убить такую славную рыбу. Для всех троих случившееся было потрясением. Живую рыбу с машин или в магазине тогда не продавали, и с ожившей рыбой, да ещё с такой могучей волей к жизни, мы столкнулись впервые.
"Ей нужна вода, - сказал папа, - она задохнётся без воды". Мама заметалась по комнате. У нас было огромное круглое корыто, метра полтора в диаметре, в нём мы купались (в доме не было горячей воды). В это корыто налили несколько вёдер воды и пустили в него рыбу. Рыба быстро освоилась в корыте. Я бросила ей крошки, и она охотно их поела.
Решение проблемы отложили на другой день. Но ни на следующий день, ни через день решения не нашлось. Мы кормили Нашу Рыбу, наблюдали за ней, я вообще не отходила от корыта-бассейна, разговаривала с рыбой, и мне казалось, что она меня слушает. За два дня мы к ней привыкли. И, конечно, о том, чтобы её употребить по назначению, и речи не было. Но что же всё-таки с ней делать? Хотели отдать соседям: для них Наша Рыба - чужая, они спокойно разделаются с ней. Но теперь это казалось предательством и пособничеством в убийстве. Пусть и дальше живёт в корыте? Но в нашей тесноте это корыто, занимающее чуть ли не четверь комнаты... Да и купаться же в чём-то надо. Проблема выглядела неразрешимой. Аквариум для Нашей Рыбы будет мал, да и плохо ей будет в неволе, это я понимала. Оставался последний выход - выпустить Нашу Рыбу обратно в реку.
У этого решения были свои сложности. Стояло холодное время года, неизвестно, замёрзла река или ещё нет, надо узнать. Да и река была далеко. В Моршине, где мы тогда жили, реки не было, - так, мелкая речушка воробью по колено, скорее ручей. А серьёзная река протекала далеко от Моршина, под городом Стрый, и ехать туда нужно было на автобусе. Разузнали - река не замёрзла, папа купил билет, собрался, рыбу посадил в ведро с водой и повёз её в Стрый. В ведре Нашей Рыбе не понравилось, тесно было. На прощание я ещё раз её покормила, и папа увёз Нашу Рыбу. Я немножко поплакала и погрустила, но успокоилась быстро: мама рассказывала мне, как обрадуется Наша Рыба возвращению на волю, в родную реку.
Отец вернулся днём с пустым ведром. Он рассказал, что в автобусе на него посматривали как-то странно, расспрашивали, куда он везёт рыбу в ведре, и, узнав, что везёт, чтобы выпустить в речку Стрый, смеялись, подшучивали над ним, спрашивали, загадал ли он три желания и высказывались, что Наша Рыба как-то мало смахивает на золотую рыбку. Папа спокойно выслушивал все шутки, сам смеялся, а когда автобус подъехал к реке, попросил водителя остановиться, вышел и пошёл к реке. Все пассажиры с любопытством смотрели ему вслед, не веря до последнего момента, что он в самом деле выпустит в реку такую большую рыбу.
Несколько дней я с грустью посматривала на пустое корыто, потом успокоилась. Но Нашу рыбу вспоминаю до сих пор. Да, прав Сент-Экзюпери.

on 2010-02-02 12:23 pm (UTC)
Posted by [identity profile] chele-sta.livejournal.com
Какая симпатичная история... :)
Славные у Вас были родители.

on 2010-02-02 04:11 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо!
Да, родители мои были очень добрыми и любую живую тварь жалели. Отец не только для меня это сделал - поехал в другой город с ведром и выпустил рыбу. Он и сам не мог допустить, чтобы Наша Рыба погибла

on 2010-02-02 12:29 pm (UTC)
Posted by [identity profile] vseleniya.livejournal.com
Лидия, как у вас родители молодцы! Именно молодцы! Не обманули, ни отдали, ни выкинули, а терпеливо ваш папа повез Вашу Рыбу, чтоб выпустить на волю. Это удивительно! И насмешек не побоялся, и как воспримут это все - тоже его не испугало.
Надо быть человеком слова, чтоб поступить именно так.
Отличный рассказ!

on 2010-02-02 04:20 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Вселеночка! Для моих родителей всегда было проблемой - смотреть на живность, которая у нас жила, как на источник питания. Купили как-то цыплят, а когда они выросли, не знали, что с ними делать, потому что есть их не могли, привязались к ним. То же самое было в Закарпатье с овечками. Вот и к рыбе успели привязаться, как съедобное её уже не могли воспринимать, тем более, что я с ней подружилась :))

on 2010-02-02 04:38 pm (UTC)
Posted by [identity profile] vseleniya.livejournal.com
Лидия, я вас очень хорошо понимаю! И Женя у меня точно такой же! Вот уж точно говорят, что подобное тянется к подобному.
Он мне рассказывал, когда в девяностые годы все выкручивались как могли, их семья решила завести кроликов на балконе. ну и что же? Работы много с кроликами: убрать, накормить. А ведь это в городе! Траву найти не так просто. В итоге кролики выросли, дали потомство и пришло время совершить то, ради чего их завели: забить...
Ужас! Одного забить отец Женин решился, но у него после этого был колоссальный стресс несколько дней. Он называл себя убийцей! До сих пор с ужасом вспоминает! В итоге кроликов просто отдали.
Брат мой часто говорит, что я в магазине покупала живых карпов. Говорит, что живая рыба самая свежая. Я, конечно согласна, но ни я, ни Женя голову рыбе отрезать не сможем. Это нереально!
В последний приезд мой в Киев, Павлик пытался мне показать, как и где нужно отрезать живой рыбе голову, но я ему сразу сказала, что это бесполезно. Мы не сможем! Точно так же посадим в ванну и будем хлебом кормить

on 2010-02-02 04:50 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Ну точно всё, как у нас! Я переняла это качество у родителей, от меня - Леся, теперь Алёша у нас такой же растёт. Вот с Полинкой пока неясно, характер ещё не проявился.

on 2010-02-02 04:54 pm (UTC)
Posted by [identity profile] vseleniya.livejournal.com
А мне почему-то кажется, что все тут с Полинкой ясно :)

on 2010-02-03 12:39 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Да и мне кажется, что она добрая растёт. Во всяком случае, не порывается мучить Гошу и вообще к нему приставать, уважает его независимость и неприкосновенность личности, это уже хорошо :))

on 2010-02-02 01:30 pm (UTC)
Posted by [identity profile] annazv77.livejournal.com
Вы выросли в прекрасной семье! С какой теплотой Вы пишите о своём детстве, спасибо за Ваши воспоминания.

on 2010-02-02 04:22 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Вам спасибо, Анечка, что читаете и за тёплые слова. А с детством мне повезло, хотя было всё - и безденежье постоянное, и болезни постоянные, и не было своей крыши над головой. Но когда есть тепло, любовь родителей, всё это вообще не замечаешь.
Posted by [identity profile] ascolto-cuore.livejournal.com
Надо же, какие разумные синички к вам попадают:)Хоть и немножко вероломные :)Я бы тоже заволновалась, когда они не прилетают
***
Наши, похоже, вагонетки грузили - чумазики, не видно какого цвета пузики. А в прошлом году прилетала одна влюблённая синичка - у неё щечки были красные. как будто кто-то расцеловал и помаду не стёрли :)
***
Наша Рыба - счастливая, самая счастливая Рыба.Вот ещё один пример - из серии никогда не сдавайся :)Удивительное название реки - Стрый, три согласные подряд, трудно выговаривать :)
***
спасибо, милая Лидия, каждый раз когда читаю Ваши истории,просто душой отдыхаю :)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Наташа, а может это у вас не синички - чумазики эти? У нас синички яркие, пузики жёлтые.
Стрый (город и река) - в Западной Украине, до 1918 года это была территория Австро-Венгрии, и там многие географические названия непривычны для нашего уха: Розгирче, Танява, Угерско...
Наташа, спасибо за добрые слова! И за то, что читаете мои воспоминания.

Да, случай с рыбой можно и так истолковать: никогда не отчаивайся, может всё обойдётся,главное - не сдаваться.
Posted by [identity profile] ascolto-cuore.livejournal.com
Чумазики - это синички. синички :)Они или в трубах где-то спят или в снегу. а снег, он вон какой - не отмоешься потом :)
***
Милая Лидия, вчера редактировала метки и встретился Ваш комментарий к этой притче про жука и Сказочника
http://ascolto-cuore.livejournal.com/48441.html
Так бывает, прочитаешь что-то на новом витке - и заново открываешь это для себя. Эти слова стали и откровением и предупреждением одновременно - НАСТОЛЬКО это точно сказано -

"Да, надо повторять раз за разом, пока не взлетишь. Иначе эта сказка будет о другом, совсем другом".
***
Сейчас особенно стараюсь следить за вниманием - пока не установится - проблемы не решатся, вот так надо - раз за разом, чтобы не получилась сказка совсем о другом :)
Спасибо, милая Лидия, вот какую слово имеет силу!
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Я задумалась: а где же спят наши синички? Надо изучить этот вопрос :))
Наташа, я тоже иногда перечитываю какие-то посты и комментарии к ним. И комменты воспринимаю немножко по-другому тоже, что-то замечаю в них новое и интересное. Это как с приготовлением пищи: с пылу с жару когда пробуешь, не все оттенки вкуса оценишь, потому что горячо. А когда остынет немного, вкус (а в комментах это смысл) лучше чувствуешь.

on 2010-02-02 06:05 pm (UTC)
Posted by [identity profile] taisiya3413.livejournal.com
Прелестная история, читала и будто все видела сама...

on 2010-02-03 12:44 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Галя!

on 2010-02-02 08:50 pm (UTC)
Posted by [identity profile] eyange.livejournal.com
И синичек представила, и Рыбу. Вспомнила аналогичную историю. Папа принёс карпов и выпустил их в ванную. Узнав, что они куплены на обед, устроила истерику. Убить их не дала, заставила папу выпустить их в одну из подмосковных речушек (мы тогда жили в ближайшем Подмосковье). Пошла с ним сама, что -то кричала вслед карпам. Помню, как папа с грустью сказал: "Они здесь не приживутся". Однако думать об этом я не хотела - главное, что карпы не пошли под нож.

on 2010-02-03 12:48 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Надо же так, как много совпадает! только у нас ванны не было. А я вот не помню, что за рыба была - карп или другая. Купная была и красивая. Надеюсь, что она прижилась, её и выловили, скорее всего, там, в речке Стрый.
У многих в детстве, наверно, были такие истории, и эти воспоминания так объединяют. Спасибо, Леночка, что и ты поделилась своими.

on 2010-02-02 09:34 pm (UTC)
Posted by [identity profile] sveltione.livejournal.com
Да уж..собрались мы здесь все такие одинаковые)
Когда Вселеночка была маленькой, бабушка-моя мама купила для неё на рынке три цыплёнка. Так они в выросли, ходили за ней следом. Состарились? по-моему, да.Никто бы не стал их есть!
Синичек тоже люблю. К нам в цех залетают иногда птички.Полетает, полетает и выпорхнет в открытые ворота.А все радуются)

on 2010-02-03 12:51 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Прямо хоть рассказ пиши - "Три цыплёнка"! Чудо!
А синички очень отважные и дерзкие, да. Воробьи вроде тоже храбрые, но те не залетают, а синички шальные. Или любопытные :))

on 2010-02-02 11:01 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Да, Лидочка, стоит только приручить(ся) - индивидуализировать, дать имя - и всё, мы пропали... :)))

on 2010-02-03 12:56 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Пропали, Тамарочка, пропали. Вот дам ещё имена нашим синицам и совсем пропаду, начну их в дом зазывать, готовить для них по заявкам :))

on 2010-02-03 01:16 pm (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
А вот у меня про такую жертву "именологии" есть лоскуток.

on 2010-02-03 02:39 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Тамара, уже прочла!
Пришла к выводу, что не те мы законы в школе учим. Надо - закон номинации, закон стечения информации... и что там у вас ещё по тегу "формулы и законы"? Пойду изучать :))

on 2010-02-04 08:36 am (UTC)
Posted by [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Смейтесь, смейтесь, Лидочка! Я сама смеюсь... :))))

on 2010-02-03 01:35 pm (UTC)
Posted by [identity profile] eva-vitli.livejournal.com
Лидочка, у тебя такие замечательные родители. Читаю и на душе светло.
Не знала, что синички едят сало.
У меня была похожая ситуация с рыбой, я ревела.
А у папы твоего сильный характер. Он поступал, как считал правильным.

on 2010-02-03 02:44 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Мы сало специально для них покупаем, для синиц это самое большое лакомство. А семечки на втором месте.
Спасибо, Ева, за добрые слова о моём отце!

on 2010-02-03 04:30 pm (UTC)
Posted by [identity profile] karpunina.livejournal.com
Как повезло рыбе попасть в семью пацифистов :) Замечательная история добрая очень. Прочитала с большим удовольствием!

on 2010-02-03 05:19 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Таня! Наша рыба, наверно, в рубашке родилась. Потом, небось, рассказывала малькам о своих невероятных приключениях на суше в мире двуногих :))

on 2010-02-04 08:30 am (UTC)
Posted by [identity profile] una-tartaruga.livejournal.com
Рыба-везунчик!
У животных тоже, наверное, есть ангелы-хранители :).
А мне раньше казалось, что везет только людям...

on 2010-02-04 11:00 am (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
В природе, наверно, всё как и у людей. Есть и деревья-везунчики. Возникла, допустим, легенда что под этим деревом отдыхал или воспел его кто-то из великих, и такое дерево, будут холить и лелеять. А другое такое же дерево рядом спокойно срубят.

on 2010-02-04 11:16 am (UTC)
Posted by [identity profile] una-tartaruga.livejournal.com
Ой, и правда!

on 2010-02-07 09:04 pm (UTC)
Posted by [identity profile] delfina-online.livejournal.com
как это здорово, что вы всей семьей приняли такое благородное решение - выпустить рыбу обратно в реку... а в автобусе все смеялись и шутили, загадал ли ваш папа три желания этой рыбе:)) замечательная история из детства...

on 2010-02-09 02:01 pm (UTC)
Posted by [identity profile] lidiamp.livejournal.com
Спасибо, Наташа.
А про три желания папа так ничего и не сказал. Говорят, если загадываешь, надо помалкивать, никому не рассказывать, тогда исполнится. Так что, может, и загадывал, да помалкивал :))
Но я всё равно знаю и первое и второе и третье его желания - здоровье, здоровье и ещё здоровье (мне, ему, маме). Всем троим этого не хватало.

Profile

lidiamp: (Default)
lidiamp

April 2011

S M T W T F S
      12
345 6789
10111213 141516
17181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 09:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios